В соответствии с статьей 3 федерального закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), регулирующим закупочную деятельность, государственный контракт (госконтракт) — это соглашение между поставщиком и органами власти федерального, регионального или муниципального уровней.
Проект госконтракта составляется Заказчиком как правило на основе типовых форм — типовых условий контракта или рекомендованных образцов. Проект контракта прикладывается к извещению о государственных закупках и публикуют в единой информационной системе (ЕИС) и на электронных торговых площадках (ЭТП). Исключение составляют случаи, когда тендер проводится по принципу закрытых процедур, если он содержит секретные сведения, в этом случае проект госконтракта не выкладывают в публичный доступ. В закупках, где Заказчик выбирает поставщика без проведения тендера путем переговоров, проект госконтракта также не выкладывают в ЕИС и на ЭТП. Порядок заключения контракта строго регламентирован 44-ФЗ.
В общей сложности подписание контракта занимает до девяти рабочих дней, если участник не выставил протокол разногласий. Схема с протоколом разногласий затянет процесс на три рабочих дня (ч.5 ст. 51 44-ФЗ). В запросе котировок в электронной форме сроки заключения гораздо короче (ч.6 ст. 50 44-ФЗ).
Если Поставщик не подписал госконтракт вовремя, Заказчик вправе считать такого Поставщика уклонившимся и имеет право внести сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), в этом случае поставщик утратит доступ к госзаказу на два года. Если срок нарушит Заказчик, его ждет штраф по статье 7.32 КоАП — 50 тыс. рублей.
Зачастую при участии в государственных торгах Поставщик сталкивается с множеством нюансов и подводных камней, чаще всего в практике LAWYER Consulting это:
— отказ в допуске в участии в торгах;
— признание победителя торгов уклонившимся от заключения контракта по процессуальным основаниям (нарушение сроков заключения контракта, непредоставление/несвоевременное предоставление обеспечения исполнения контракта или предоставление ненадлежащего обеспечения и т.д.).
Но с настоящими сложностями Поставщики сталкиваются уже как раз на этапе исполнения государственного контакта, о чем они зачастую и не подозревают. Из наиболее часто встречающихся в практике LAWYER Consulting можно выделить случаи, когда:
— Заказчик не передает объект (площадку для выполнения работ);
— Исполнение контракта стало невозможным по независящим от Поставщика причинам (прекращение производства товара, который является предметом торгов, несоответствие технического задания/перечня необходимого к выполнению объема работ фактическим потребностям и т.п.);
— Заказчик не предоставляет Поставщику исходную информацию по контракту или документы, необходимые для его исполнения;
— Заказчик необоснованно и незаконно уклоняется от приемки выполненных работ или поставленного товара;
— Заказчик незаконно и необоснованно расторгает контракт в одностороннем порядке.
Во всех подобных проблемных ситуациях и иных, возникающих в сфере государственных закупок, как на стадии участия в тендерах, так и при исполнении государственного заказа, специалисты LAWYER Consulting помогут разобраться в сложных перипетиях применения законодательства о государственных закупках, помогут в разрешении спора в досудебном порядке и при необходимости в суде.