Инициаторами изъятия имущества выступают уполномоченные госорганы, а также организации с целью осуществления их деятельности (к примеру, электросетевая организация, которая планирует строительство ЛЭП).
Список организаций, которые могут обращаться с ходатайствами с целью изъятия участка для государственных нужд, устанавливает само Правительство РФ (пункт 2 статья 56.4 ЗК РФ).
С данными ходатайствами имеют право обращаться (пункт 1 статья 56.4. ЗК РФ):
Верховный суд (ВС) в определении № 309-КГ15-5924 по делу № А07-21632/2013 (вошло в Обзор судебной практики 13 апреля 2016 года) указал: «…под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества».
Решение об изъятии имеет силу на протяжении 3 лет со дня его создания, его можно обжаловать в суде.
На протяжении 10 дней с момента принятия данного решения уполномоченный орган подает информацию об этом на свой сайт, а также публикует решение в СМИ и отправляет копию решения правообладателю недвижимости, в организацию, подавшую ходатайство о самом изъятии, и в регистрирующий орган (подпункт 1, 2 пункта 10 статья 56.6 ЗК РФ). Правообладатель, который получил копию решения, считается поставленным в известность, то есть уведомленным.
Важно знать, что уполномоченный орган может прислать решение даже по электронной почте, и это является законным процессом, несущим силу. После отправки такого рода решения, уполномоченный орган начинает подготовку самого соглашения, которое приводит к самой процедуре изъятия.
Решение об изъятии может быть оспорено в трёхмесячный срок (п. 14 ст. 56.6 ЗК). Соответственно, собственнику недвижимости, желающему его оспорить, необходимо обращаться в суд до того, как уполномоченный орган обратится к нему с иском об изъятии. В споре по иску уполномоченного органа заявить довод о незаконности такого изъятия собственник, скорее всего, уже не сможет. Суд будет разрешать лишь вопрос о размере компенсации.
По закону изъятие недвижимости осуществляется на основании соглашения или решения суда, которое заключается с собственниками и никак иначе.
Перед заключением договора уполномоченный орган проводит подготовительные работы (статья 56.7 ЗК РФ). Каждый правообладатель обязан предоставить доступ к участку для осуществления кадастровых работ и определения цены на рынке недвижимости (пункт 5 статья 56.7 ЗК РФ), в этом случае противостоять этому процессу невозможно.
Правообладатель может в течение 90 дней с момента получения соглашения принять решение. Он имеет право подписать его и отправить документ в уполномоченный орган либо организацию, то есть инициатору процедуры изъятия. Также, правообладатель может не подписывать соглашение или высказать свои возражения, но в данном случае, нужно предоставить, документ, подтверждающий обоснование замечаний, в том числе по поводу суммы компенсации.
Если же владелец не дает ответ на соглашение, уполномоченный орган либо организация с учетом ходатайства обращаются в суд с иском для принудительного изъятия земельного участка и имеющейся на нём недвижимости (пункт 8-10 статья 56.10 ЗК РФ), после чего проходит изъятие.
Таким образом, принудительно изъять землю могут по решению суда, в случае если правообладатель не успел заключить соглашение, а также, если он не дает своего согласия (статья 282 ГК РФ), поэтому нужно серьёзно относиться к такому процессу, не пускать все на самотек.
Важно знать, что уполномоченный орган может прислать решение даже по электронной почте, и это является законным процессом, несущим силу. После отправки такого рода решения, уполномоченный орган начинает подготовку самого соглашения, которое приводит к самой процедуре изъятия.
В данном случае правообладатель имеет полное право обратиться в суд, который назначит экспертизу для определения точной рыночной стоимости участка, подлежащего изъятию. Под рыночной стоимостью объекта недвижимости понимается средняя цена, по которой данный объект может быть продан на условиях открытой конкуренции. При этом, для объективности определения цены используется сравнительный подход относительно объектов недвижимости с похожими характеристиками. Он выбирает подобные объекты и, исходя из их данных, устанавливает сумму возмещения запрашиваемого.
Важно знать, что уполномоченный орган может прислать решение даже по электронной почте, и это является законным процессом, несущим силу. После отправки такого рода решения, уполномоченный орган начинает подготовку самого соглашения, которое приводит к самой процедуре изъятия.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. В убытки можно включить расходы по выплате штрафов, неустоек, возникающих в связи с досрочным прекращением договоров аренды, подряда, поставки и др. Правильно оформленные взаимоотношения с контрагентами позволяют увеличить убытки при расчете суммы возмещения ориентировочно на 20%-30%.
Безусловно, сам материальный ущерб доказать реально, а вот упущенную выгоду намного тяжелее.
Одним из ГЛАВНЫХ направлений LAWYER Consulting является сопровождение девелоперских проектов. Выбрав LC в качестве представителя в судах с ДГИ, связанными с объектами самовольного строительства, КРТ или иным земельно-правовым отношениям, можете быть уверены в результате и защите Ваших законных интересов!